В Краснодарском крае собираются развивать альтернативу или как минимум дополнение к пляжному отдыху – винный туризм. Винодельня «Абрау-Дюрсо», принадлежащая семье бизнес-омбудсмена Бориса Титова, анонсировала строительство сразу шести отелей 4–5 звезд на территории своего курорта общей емкостью 950 номеров. Впрочем, эксперты, опрошенные TourDom.ru, проект оценили скептически, и вот почему.
Заявленные инвестиции – 15 млрд руб. У специалистов возникает вопрос: хватит ли этой суммы?
Представитель одной из управляющих компаний Краснодарского края считает, что стоимость нового проекта недооценена, а перспективы, наоборот, переоценены: «Во-первых, строительство в горной местности и в окружении особо охраняемых природных территорий – это очень сложно и чревато непредвиденными затратами. Наверняка не учитывали подорожание стройматериалов, некоторые повысились в цене в 2–3 раза. Во-вторых, такое количество премиальных отелей на одной территории – это большой риск недозагрузки. Идея правильная, но шесть премиальных отелей – это много. Однако, если частично изменить категорийность, может расфокусироваться премиальность бренда, к которой стремятся собственники. На мой взгляд, нужна удлиненная поэтапность развития и строительства, и тогда все получится».
Еще один эксперт, с которым консультировался TourDom.ru, утверждает, что против проекта Абрау-Дюрсо может сыграть отдаленность курорта от остальной черноморской инфраструктуры: «Подводные камни: ориентация на сезонную эксплуатацию, одиночное расположение – проект не станет ядром развития экономики».
При этом Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, оценивает проект Абрау-Дюрсо как реалистичный: «15 миллиардов на заявленное количество номеров, на мой взгляд, хватит. Не вижу откровенного дефицита бюджета, а заявленные цифры будут корректироваться, исходя из реалий рынка. Вопрос будет к темпам и фазам строительства и насколько оперативно это получится сделать».
Еще несколько вопросов связано с позиционированием проекта. Для кого он? Очевидно, что за проживание в гостиницах высокого уровня придется заплатить соответствующую цену. Туристов нужно будет чем-то занять. Что делать гостю курорта, который приехал, скажем, на неделю?
По словам Вадима Прасова, важно сделать так, чтобы туристы приезжали на этот курорт не только ради вина: «Здесь стоит вопрос создания масштабной инфраструктуры, должна быть цель прибытия, которая привлечет туристов. Многое зависит от оператора, который всем этим будет управлять».
Ассортимент развлечений на сайте Абрау-Дюрсо весьма содержателен, но быстро становится заметно, что некоторых ожидаемых пунктов там все же не хватает. Например, экскурсии по виноградникам, привычной для энотуристов. Источник TourDom.ru заявил, что все дело в специфике производства Абрау-Дюрсо: там производят не совсем то вино, которое обычно интересует энотуристов, – игристое дешевле 1000 руб. за бутылку. Выходит, курорт Абрау-Дюрсо будет ориентироваться не на тех, кто всерьез увлекается виноделием и готов ради этого пожить на винограднике.
О том, на каких туристов может рассчитывать Абрау-Дюрсо, рассказал Алексей Волов, основатель и руководитель Hotel Business Academy и Hotel Business Forum: «В целом сегмент гурманов ограниченный. Обычно они едут на один-два дня, не больше, никакой недели они там не проведут, это надо понимать. Еще это может заинтересовать MICE-туризм, то есть организованные корпоративные группы с дегустациями и проведением совещаний – это тоже может быть, но тоже на один-два дня, и все. Не вижу других сегментов аудитории, и ограниченность сегментов тоже нужно учитывать при постройке такого количества номеров, а тысяча номеров – это немало».
Еще нужно учитывать, что гостиничному проекту, расположенному не на побережье, придется конкурировать с приморскими отелями. Поэтому есть риск, что туристы будут приезжать только на выходные: 5 дней отели останутся пустыми, а во время уикендов – перегруженными.
Вместе с новыми гостиницами винодельня анонсировала строительство глэмпинга и «клиники долголетия», правда, никаких подробностей в новостях не приводится. Теоретически эти объекты могут привлечь гостей. К текущему моменту на юге России найдется не больше десятка глэмпингов, как недорогих, так и премиум-класса. Что касается клиники долголетия, то, возможно, это будет воплощено как дополнение SPA-комплекса, где начнут также предоставлять и медицинские услуги.
«Глэмпинг – да, будет пользоваться спросом. Дело в том, что на побережье Абрау уже давно существовал кемпинг, туда уже есть постоянный поток туристов. Место известное. Возможно, люди будут продолжать ездить туда и в глэмпинг. Но если за стоянку машины или автодома в кемпинге люди платили 1000 руб. в день, а им теперь предложат ночь за 15 тыс. руб., то большинство, конечно, не поедет. Так что тут вопрос цены. А организовать новые потоки туристов – это долго и затратно», – отмечает Игорь Козлов, директор по туризму «Долины Лефкадия».
Ранее энотуризм (так называют направление для тех, кто увлекается виноделием и дегустациями) существовал у нас только в виде экскурсий: на момент конца 2019 года из 50 виноделен на юге России 19 показывали туристам – в диапазоне от крупных, промышленных, до маленьких, семейных. Есть и фестивали, в том числе и в Абрау-Дюрсо, называется «Пикник в Абрау», а еще праздник молодого вина Chateau Pinot под Новороссийском, который традиционно проходит в октябре; праздник летних вин «Цвет Лозы». Но гостям всех этих мероприятий предлагали разместиться в гостиницах неподалеку, никакого централизованного заселения не было.
Автор: Егор Беликов Туристический рынок, Россия,
Источник: tourdom.ru