Что будет, если государство позволит отелям ограничить комиссии агрегаторов?

Что будет, если государство позволит отелям ограничить комиссии агрегаторов?

В России могут ограничить размер комиссии, которую отели платят за размещение информации о своих предложениях в онлайн-агрегаторах, подобных Booking.com, который свернул деятельность в России. Такой пункт включен в перечень мер поддержки сферы туризма, формируемых Комитетом по туризму Санкт-Петербурга для рассмотрения на федеральном уровне. Отели – за, однако единого мнения по поводу целесообразности госрегулирования на рынке нет – пострадают туроператоры и турагенты, а потребители ничего не заметят.


«Не более 15%»

Представитель одной из гостиниц Санкт-Петербурга в апреле поделился с редакцией копией запроса: местный Комитет по туризму предлагал предоставить информацию о том, с какими агрегаторами сотрудничает отель или планирует работать в будущем, а также сообщить размер комиссии.

Как выяснил TourDom.ru, по итогам сбора этой информации и консультаций с отельерами Комитет по туризму Санкт-Петербурга считает целесообразным ограничить величину вознаграждения. «Установление процента комиссии для российских туристических онлайн-сервисов (агрегаторов) по бронированию услуг в размере не более 15% от стоимости услуги, включая НДС», – указано в проекте таблицы мер поддержки, подготовленных комитетом (есть в распоряжении TourDom.ru).

«Как субъект федерации федерального подчинения направляем свои предложения по мерам поддержки в федеральный штаб и отраслевые комиссии Госсовета. Среди них есть и относящиеся к туризму. В частности, по работе агрегаторов. Для необходимого обоснования наших предложений нужна текущая картина», – подтвердил TourDom.ru руководитель Комитета по туризму Сергей Корнеев.

Что будет, если государство позволит отелям ограничить комиссии агрегаторов?

Чего хотят отели

Проблема оптимизации стоимости услуг агрегаторов обсуждается на рынке уже несколько лет, но именно сейчас стала особенно актуальной. В марте с отелями России перестал сотрудничать из-за санкций крупнейший агрегатор – Booking.com. Он брал минимум 15–18% от стоимости каждого бронирования, а в реальности эта цифра была еще выше (25–30%), поскольку для эффективной работы с системой, где представлены тысячи отелей, им приходилось платить за приоритетный показ своих предложений в результатах поиска. За счет массированной рекламы в интернете Booking.com контроливал до 70% российского рынка индивидуальных бронирований. Поэтому отели, в особенности небольшие, соглашались на эти условия.

После того как Booking.com покинул рынок, на передний план вышли его отечественные конкуренты – Ostrovok.ru, Tvil.ru и другие. Однако их услуги, как утверждают представители отелей, в итоге обходятся не дешевле. Российская гостиничная ассоциация (РГА) пожаловалась в правительство, сообщив, что агрегаторы пользуются ситуацией, повышают комиссионные, которые доходят до 25% от стоимости бронирования (без НДС). РГА предлагает установить лимит – 10%.

Представители гостиниц используют аргумент, что в результате манипуляций с комиссионным вознаграждением повысится рентабельность их бизнеса. Однако к государству возникает вопрос: почему оно прислушивается к мнению одних участников рынка в ущерб другим? 

Что может пойти не так

В случае если инициативу одобрят, у гостиниц появится соблазн распространить такие же условия на договоры с туроператорами, понизив им вознаграждение. А они, в свою очередь, не смогут делиться им с турагентами. Это снизит мотивацию к продвижению внутреннего туризма силами профессионалов. Качественных отелей в России не хватает, поэтому туроператоры и так находятся в зависимом положении. Уже сейчас поступают сигналы, что отели в популярных у туристов регионах России навязывают партнерам невыгодные условия сотрудничества, в ультимативном порядке повышая цены, ужесточают сроки оплаты и другие условия, зафиксированные в договорах.

Если уж регулировать комиссию, то не избирательно, а повсеместно, но это вряд ли возможно, так как учесть все нюансы в нормативных документах нереально. Хаос заметен уже сейчас. «Турагенты просят, чтобы государство установило минимальный уровень их комиссии, а в гостиницах, наоборот, хотят, чтобы государство регулировало максимальный», – привел пример один из наблюдателей.

Снизят ли отели цены?

Иногд звучит довод: снижая комиссию агрегаторам, отели получат возможность сделать более привлекательными цены для потребителей. Но он тоже вызывает сомнение. Цель предпринимательства заключается в извлечении прибыли, поэтому услугу будут продавать по той цене, по которой ее готовы купить. Это особенно актуально сейчас, когда возможности выезда за рубеж ограничены и турцентры России стали для многих безальтернативным вариантом отдыха.

Эксперты сомневаются, что предложение о регулировании комиссии получит поддержку в правительстве. Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов обратил внимание: сейчас государство в лице ФАС может вмешиваться в коммерческие отношения, только когда речь идет о ценовом сговоре или монопольном доминировании тех или иных компаний. «Прецедентов, когда государство устанавливало бы именно предельный размер агентского, или комиссионного вознаграждения, в договорных отношениях нет. Не вижу к этому пока никаких юридических предпосылок», – сказал Георгий Мохов.

Автор: Дмитрий Даниленко Туристический рынок,

Источник: tourdom.ru

Добавить комментарий